В стремительно развивающемся мире сложно уследить за тенденциями, новыми требованиями к профессиональным стандартам. Рассказываем о профессии учителя и о том, какими компетенциями должен обладать современный педагог.
Каким должен быть современный учитель
Главное, но не единственное качество учителя — это любовь к детям. Приведём список других не менее значимых качеств современного педагога:
- Умение учиться. Саморазвитие и постоянное повышение квалификации отличают профессионала от дилетанта. Мотивацию к учёбе подкрепляет нежелание опростоволоситься перед учениками, потерять в их глазах авторитет.
- Гибкость. Мобильность и готовность к переменам — лучшие друзья педагога. В связи с постоянно меняющимися ФГОС специалист всегда должен быть в курсе актуальных нововведений.
- ИКТ-компетентность. Сейчас современный урок практически не представляется возможным без использования технологий, мультимедийных и программных средств. Если всё, что использует учитель, это доска и книга, урок едва ли можно назвать интересным и эффективным. А ученик без мотивации = неуспевающий ученик.
- Ответственность. Здесь не скажешь самому себе: “а голову ты дома не забыл?” или “разрешите войти в класс”. Очень важно подавать детям пример своим поведением, учить их пунктуальности, соблюдению обязательств.
- Самоанализ. Умение планировать, проводить и анализировать эффективность урока. Учитель должен работать над своими ошибками, стремиться к новым высотам, каждый раз поднимая планку.
- Справедливое и объективное оценивание знаний ученика. Пресловутый человеческий фактор влияет на отношение учителя к ученикам, поэтому педагогу важно замечать за собой предвзятые, пристрастные взгляды и пресекать их на корню.
Что входит в обязанности учителя
Кроме очевидной задачи учить, педагог должен выполнять следующее:
- Воспитательная работа. Педагог — это не набор правил и сухих фактов, это наставник, всегда помнящий о значении взращивания в детях морально-нравственных качеств.
- Умение общаться с детьми, понимать и принимать их, признавать их достоинство, оказывать помощь.
- Включение в образовательный процесс всех учеников. План урока и методы обучения должны охватывать каждого ребёнка: одарённого, неуспевающего, с ОВЗ, иностранца и т.д.
- Создание безопасной школьной среды. Хотя бы в пределах одного класса учитель должен контролировать обстановку, пытаться сделать её доброжелательной, следить за порядком, комфортом, безопасностью.
Конкурсы вроде “Учителя года”, программы реализации наставничества на 2023/2024 год и прочие мероприятия не должны отвлекать учителя от того, зачем он на самом деле приходит в школу. Вернёмся к очевидной задаче и напомним: учитель — учит.
Учитель — это призвание
Для педагога школьный день с последним звонком не заканчивается. И речь идёт не о бесконечных проверках тетрадей, отчётности, составлении планов урока. Это работа, которая становится образом жизни, даже когда не видят ученики и коллеги. Потребность во вкладе идёт изнутри, учитель — это призвание, с которым рождаешься. Независимо от времени и развития технологий учитель — это самая благородная профессия в мире.
Возможно ли стать идеальным учителем?
И если да, то для кого? Быть идеальным учителем для ребёнка, для его родителя или для самого себя? Мы склоняемся к последнему варианту. Если в конце тяжёлого рабочего дня душа спокойна и радостна, значит сегодня вы были идеальным учителем. А завтра можете стать ещё идеальнее.
Как стать учителем
В соответствии с профессиональным стандартом от 18 октября 2013 г. N 544н учитель в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования обязан иметь средне-специальное или высшее образование в педагогике.
На основе имеющегося образования те, кто не хочет тратить время на второе высшее, могут пройти ускоренные курсы. В Институте педагогики Международной Академии Современного Образования вы найдёте множество программ переподготовки и повышения квалификации. Зайдите в наш каталог и выберите курс по душе: https://масо.рф/kursy/институт-педагогики/