На протяжении всего жизненного пути каждый человек принимает участие в денежных операциях, поэтому всем нам необходимо владеть знаниями об экономике. В настоящий момент в стране появляется большое количество профессий, которые требуют у соискателей на должности соответствующих знаний в области финансов. Сотрудник банка, специалист по логистике, агент страхования, рыночный аналитик – каждая из этих специальностей базируется на дисциплинах, связанных с экономикой. Уже в средней школе ученик начинает размышлять о будущей профессии, поэтому в школе необходимо внедрить преподавание экономики как дисциплины наряду с историей, математикой, физикой и биологией.
Основной целью введения курса «Основы экономики» является формирование определенного уровня финансовой грамотности и экономической культуры у граждан страны. Как глобальное социальное явление она может содержать в себе несколько аспектов:
· Теоретический, изучение теории экономики и входящих в нее научных понятий;
· Практический, овладение определенными навыками совершения экономических операций;
· Этический, усвоение системы ценностей и моральных ориентиров, соответствующих той или иной системе экономики.
В представленных условиях формирование экономической культуры на каждом уровне образования имеет исключительную методологическую значимость, поскольку устанавливает цель в виде значительного воздействия на поколения людей, находящихся на школьной скамье.
Важной задачей воспитания школьного курса является не только взращивание экономически независимого человека, но также формирование таких качеств как ответственное отношение к работе, творческая инициатива в рамках своих трудовых полномочий, т.е. личности, способной заниматься работой в нынешних условиях рынка, личности, обладающей знаниями о требованиях и нормах цивилизованных рыночных отношений, даже если они не имеют достаточного развития вне пределов учебного класса и имеют, таким образом, формальный характер. Учащемуся необходимо заниматься не только приобретением знаний, понятий и представлений о финансовых операциях, но и усвоить стереотипы и нормы поведения.
На данный момент средняя школа имеет право выбора методов преподавания экономики учащимся.
На данный момент существует несколько подходов к изучению экономики:
- Бизнес — ориентированный подход
Его суть заключается в том, что ученики осваивают практические навыки ведения бизнеса. Школьники получают знания о том, как предприниматели занимаются ведением собственного дела. Учащиеся получают возможность разработки своего бизнес — плана, выбора отрасли для создания бизнеса, выработки новых интересных идей для его продвижения. На таких уроках дети пользуются не только знаниями по экономике, полученные ими в процессе изучения учебной программы, но и своим собственным творческим потенциалом, что делает занятия увлекательными и полезными.
- Теоретизирующий подход
Данный подход преподавания экономики отличается тем, что его теоретический материал схож с вузовским, то есть наблюдается проявление отдельных направлений данной дисциплины: экономическая теория, история экономики, бухгалтерский учет, микроэкономика и т.д. Преимуществом использования названного подхода является то, что школьник углубляется в различные области экономики, знакомится с их многообразием и особенностями. Отрицательными факторами подхода является то, что школьникам может быть сложно воспринимать большой объем информации, угасает интерес к преподаваемым дисциплинам.
- Культурно — функциональный подход
Формирует у учащихся общую культуру экономики, вырабатывает адекватные представления о мире, сущности экономических явлений и процессов. Ведущую роль занимает привитие школьникам действительной финансовой грамотности, формирование потребности в развитии, включая саморазвитие и самообразование, выстраивание системы нравственных ориентиров и развитие индивидуальности, получение умений в сфере хозяйственной деятельности при разнообразных экономических условиях.
- Академический подход
Целью названного метода является подача упрощенного, но целостного представления об основах экономики, которое создаст базу знаний у школьников для дальнейшей учебы в вузе. Этот подход находится в приоритете у Министерства образования и науки. К плюсам академического подхода можно отнести наличие системности, постепенного углубления в изучаемую дисциплину учащимися, последовательного усложнения преподаваемого предмета. Из негативных аспектов подобного подхода можно отметить, что объем учебного материала достаточно велик для школьной программы, не все школьники нуждаются в таком полном объеме знаний по экономике.
Большинство преподавателей считает, что необходимо совмещать подходы, соотносить преподавание теоретической и практической частей, тогда учащиеся смогут применять полученные теоретические знания с реалиями современной жизни.
Решением проблемы потери интереса школьника к предмету может быть проведение практических занятий, на которых учащемуся дается возможность «создать» свой бизнес, выбрать его организационно — правовую форму. Школьники распределяют должности, определяют ценовую политику фирмы, ее организационную структуру и стратегию развития, ведут бухгалтерию.
Такая практика помогает детям получить адекватное представление о сути экономических явлений, с легкостью выносить аргументированное суждение по экономическим вопросам, обрести опыт в анализе экономических ситуаций и происходящих в жизни общества изменениях. Занятие воспитывает у учащихся инициативу, активность и самостоятельность в принятии решений, вырабатывает практические навыки принятия ответственных экономических решений.