Образовательная лицензия № Л035-01298-77/00657897 от 19.06.2023

Особенности взаимодействия с родителями воспитанников с ОВЗ в ДОУ

ФГОС дошкольного образования предъявляет к воспитателям и другим педагогическим работникам ДОУ обязательства по сотрудничеству с членами семьи воспитанников, вовлечению их в воспитательную деятельность, повышению их компетентности в вопросах воспитания детей. Однако родственники не всегда идут навстречу педагогам и не принимают к сведению даваемые ими рекомендации. Особенно остро эта проблема стоит в тех случаях, когда дело касается родителей детей с ОВЗ. Какой подход необходимо избрать воспитателю, чтобы добиться наибольшей эффективности для каждой из сторон?

Трудности воспитанников с ОВЗ в ДОУ

Инклюзия в образовании – приоритет в развитии дошкольных учреждений на данный момент. Но на современном этапе совместное воспитание нормотипичных детей и детей с ОВЗ находится на стадии внедрения. Поэтому дети с особенностями развития неизбежно сталкиваются с проблемами при посещении детского сада. Причиной могут служить множество факторов: отсутствие речи или ее недостаточное развитие, комплексы и неуверенность в себе, специфика личности и темперамента, уровень интеллектуального и физического развития.

Для преодоления всех этих затруднений, важно выстроить эффективное взаимодействие между сотрудниками ДОУ, воспитанником и его законными опекунами.

Правила общения с родителями детей с ОВЗ

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут принимать агрессивную, партнерскую или безучастную позицию по отношению к образовательной организации. Задачей воспитателя является создание союзных отношений с агрессивно настроенными и безучастными мамами и папами, в вопросах воспитания, обучения и адаптации воспитанника.

Сообщение родителям об успехах их ребенка. Если маме, папе или другому старшему члену семьи рассказывать лишь о проступках ребенка: как он ссорился с другими детьми, кидался едой или устроил истерику на тихом часе, то не стоит удивляться, что родитель будет относиться к общению с воспитателем как к пытке. Рекомендуем начинать разговор с приятной ноты, например, небольшой похвалы, а уже потом аккуратно подводить разговор к нужной теме.

Посещение семьи или приглашение родителей для индивидуальной беседы. Нарушения в развитии и проблемы со здоровьем ребенка – совсем не то, чем хотелось бы делиться с посторонними. Тем более, что в окружении других родителей и шумящих детей существует вероятность что-то не расслышать или не понять. Таким образом, советуем вам проводить обсуждения с глазу на глаз.

Приглашение родителей на индивидуальные и групповые занятия с их ребенком. Зачастую родители действительно не находят проблем в развитии малыша, потому что не наблюдают то, как он справляется с выполнением заданий и поручений воспитателя, его навыки общения со сверстниками, не имеют возможности сравнить его с другими детьми. В пределах детского сада буду видны все особенности поведения ребенка. В том случае, если родители дают объективную оценку развитию ребенка, они смогут ознакомиться с методами, которыми пользуется в работе воспитатель, а также включить их свою практику воспитания.

Нередки ситуации, когда опекуны детей с ОВЗ находятся в социальном вакууме, что влияет на их замкнутость и агрессию. Воспитатель может предпринять попытку исправления ситуации. К примеру, начать аккуратное привлечение родителей ребенка с особенностями развития к проведению мероприятий в детском саду. Для начала это может быть подготовка костюмов, декораций, сценариев или чего-то еще, что не требует общения с другими родителями, педагогами.

Как избежать конфликтов при контакте с родителями?

Стоит заметить, что большинство родителей детей с ОВЗ остро реагируют на проблемы своего ребенка. Поэтому воспитателю необходимо проявлять предельную корректность в общении с ними:

  • Не давить авторитетом, не отдавать приказов, а мягко советовать, рекомендовать.
  • Не использовать слова с негативной окраской: «отклонение», «отставание», «болезнь», «патология». Лучше заменить их более корректными, например, «сложность».
  • Подчеркивать значимость семейного воспитания и усилий родителей, тактично указывать на ошибки. Например, «Я понимаю, что вы очень много занимаетесь с ребенком, но мне кажется, вам не помешают еще и занятия у логопеда».
  • Внимательно выслушивать все жалобы, сомнения, возражения родителей.

Также важно помнить, что воспитатель в беседах с родителями всегда должен быть улыбчивым, доброжелательным, сдержанным, способным понять другую точку зрения.

Где воспитателю пройти обучение взаимодействию с родителями детей с ОВЗ?

Чтобы выстраивать партнерские отношения с родителями особых детей, эффективно помогать им, педагогу необходимо освоить ряд профильных компетенций для организации образовательной деятельности дошкольников с особенностями здоровья и, как следствие, особыми образовательными потребностями. В качестве оптимального варианта, советуем вам обратить внимание на онлайн курс повышения квалификации в Международной Академии Современного Образования».

Дистанционный курс повышения квалификации по программе «Организация образовательной деятельности для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» ставит перед собой следующие задачи:
— Изучение основ законодательства, регулирующих деятельность воспитателя детей дошкольников с отклонениями в развитии;
— Изучение основ коррекционной педагоги, психологии, дефектологии;
— Обозначение специфики дошкольной педагогики для детей с ОВЗ;
— Рассмотрение инклюзивной практики в дошкольном образовании;
— Изучение основ анатомии, физиологии и патологий органов слуха, речи, зрения у детей.

Длительность курса составляет 144 академических часа.

Повышайте квалификацию вместе с МАСО!

Запись на курс: https://масо.рф/kurs/организация-образовательной-деятель/