Образовательная лицензия № Л035-01298-77/00657897 от 19.06.2023

Мамин финансист — финансовая грамотность в школе

Основной целью внедрения обучения финансовой грамотности является стремление искоренить тенденцию безответственности в отношении к денежным операциям. К сожалению, большинство взрослого населения нашего государства, не владеет финансовой грамотностью и потому беспомощна перед лицом непредвиденных обстоятельств или потери работы. Также, у многих семей не ведется учет расходов и доходов. Это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие экономики в сфере потребления.

Реализация проекта

В результате введения уроков финансовой грамотности в школах, первоначальными задачами стало решено двух основных вопросов:
• Методическая работа с необходимой информацией — разработка учебных материалов соответственно возрастным категориям обучающихся.
• Повышение квалификации учительского состава для преподавания новой дисциплины.

На данный момент была успешно решена проблема создания качественных учебников. В их разработке участвовали специалисты из разных областей: сотрудники банков, преподаватели, финансисты, работники кафедр менеджмента и экономики, специалисты сферы образования и т.д.

Что касается второго вопроса, то его решение потребовало затраты больших усилий, ввиду необходимости организации подготовки педагогических кадров. Учителя проходили обучение на специальных курсах, где они изучили основы финансово-экономических отношений и такие понятия, как:

  • инвестиции;
  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.

Осуществление данной задачи имеет глобальный характер. Так, с 2018 года по заказу Минфина России было создано семь 24-часовых программ повышения педагогической квалификации по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных дисциплин, а также 36-часовая программа повышенного уровня сложности для педагогов, которые занимаются преподаванием финансовой грамотности.

В настоящее время региональные и межрегиональные методические центры создаются по всей стране. В 81 регионе уже проводится работа с педагогами. К началу 2022 года планировалось охватить все субъекты Российской Федерации.

Cложности и дополнительная нагрузка

Согласимся с тем, что для социализации в современном обществе школьникам необходимо обладать знаниями о каждом из механизмов взаимоотношений и связей. Одной из ключевых частей являются денежные операции. Практические знания в этой области позволят ребенку получить больше шансов не растеряться при появлении трудностей в процессе проведения денежной операции и справиться с реальной жизненной проблемой.

Школьный курс финансовой грамотности охватывает следующие понятия и темы:

  • составление и расчет семейного бюджета;
  • денежные операции в банках и других структурах;
  • сделки, связанные с риском;
  • денежные вознаграждения;
  • наличие ответственных органов за финансовые услуги;
  • личные сбережения — излишество или прок;
  • тонкости кредитов и депозитов;
  • права и обязанности участников финансово-экономических отношений;
  • управление денежными потоками;
  • агрессивная политика банков;
  • активы и пассивы (доходы и расходы);
  • страхование и пенсионные выплаты;
  • наличие и безопасное использование пластиковых карт.

Стоит отметить, что разработка учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учла возрастные особенности каждой группы школьников. К примеру, для самых маленьких информация преподносится в форме игры, а ученики старшей школы занимаются разбором конкретных ситуаций и их решением. Данный подход позволяет представить обучение финансовой грамотности доступным для понимания, что позволит детям избежать допущения ошибок во взрослой жизни и правильно распорядиться деньгами уже сейчас.

Ожидаемые результаты

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебнике незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях.

Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.