Логоритмика — это комплекс упражнений, заданий и игр, основанных на сочетании музыки, движений, слов и методов логопедической работы по развитию речи ребенка. Ее назначение — решать коррекционные, образовательные и оздоровительные задачи.
Популярность и эффективность логоритмики обусловлена тем, что занятия проводятся в форме игры по принципу подражания. При регулярном включении элементов логоритмики в игровую деятельность ребенка, можно добиться впечатляющих результатов. Данная терапия оказывает помощь в пространственном ориентировании и координации движений, нормализует общую и мелкую моторику, избавляет от психоэмоционального напряжения, способствует формированию правильного дыхания, улучшает фонематический слух.
Занятия по логоритмике развивают у малышей внимание, сообразительность, быстроту реакции и организованность, помогают им раскрепоститься, стать эмоционально открытыми. В совокупности это совершенствует умственное развитие ребенка.
Кому она принесет пользу
Прежде всего заниматься логоритмикой рекомендуется детям:
— страдающим от заикания или с наследственной предрасположенностью к нему;
— обладающим чересчур быстрой/медленной или прерывистой речью;
— с недостаточно развитой моторикой и координацией движений;
— с задержками в развитии речи, нарушениями произношения отдельных звуков;
— подверженным заболеваниям и ослабленным;
— находящимся в периоде интенсивного формирования речи (возраст около 2,5 — 4 лет).
Занятия по возрастным категориям
Каждый возрастной период несет в себе разные потребности и возможности. Преимущество логоритмики заключается в том, что заниматься ею можно с первых дней жизни, однако, до 2 лет упражнения будут иметь пассивный характер.
- От 0 — 2,5 лет
Читайте малышу стишок или потешку, одновременно активно хлопая в ладоши. Затем помогите ребенку выполнить необходимые движения: поднять и опустить руки, услышав определенные слова, похлопать руками в такт стихам или музыке. То же самое касается песен.
- От 2,5 — 4 лет
Данный возраст характерен тем, что дети развивают двигательные навыки, учатся говорить и общаться — именно этому нужно уделить внимание на уроках логоритмики. Если ребенок еще не говорит предложениями, позвольте ему повторять только последние слова фразы или просто окончания слов.
- От 4 — 6 лет
На этом этапе жизненного цикла речь ребенка перестает быть «детской» и количество «смешных» ошибок постепенно пропадает. Поэтому к знакомым занятиям нужно добавить логопедическую гимнастику и чистоговорки на отработку звуков.
- От 6 — 8 лет
Этот возрастной этап характеризуется активностью и энергией ребенка.
Как заниматься самостоятельно
Логопедическая ритмика проста в понимании и выполнении: вы сможете самостоятельно выполнить все задания, не имея никакой специальной подготовки. Однако, стоит учитывать несколько ключевых моментов.
- Подражание является основой
Упражнения выстраиваются следующим образом: взрослый показывает — ребенок повторяет. Специально учить речевой материал наизусть не нужно: все должно происходить постепенно — от занятия к занятию. В начале текст читает взрослый, побуждая малыша к повторению. Со временем к чтению подключается и ребенок. Когда он сумеет повторить все фразы в нужном ритме и без ошибок, пусть проявляет инициативу.
- Долгое ожидание результата
Занятия логоритмикой проводятся всего дважды в неделю. Заикающимся детям — в два раза чаще. Мгновенного эффекта ожидать не стоит: о результатах можно будет судить как минимум через полгода, максимум — год.
- Веселые занятия – залог успеха
Логоритмика должна приносить удовольствие! Во время занятий нужно использовать красочные картинки, забавные игрушки, броскую одежду или карнавальные костюмы, если они не затрудняют движения. В общем и целом, пользуйтесь любыми предметами, которые приносят ребенку радость!
- Оттачивайте мастерство
Повторяйте упражнения до тех пор, пока они не будут выполнены идеально. Если освоить какое-то задание не удается, отложите его на некоторое время, но потом обязательно вернитесь к нему.
- Выбирайте подходящую музыку
Для размеренной части занятий подойдут вальсы (к примеру, из «Щелкунчика»), для более динамичной— марш, а для «буйной» можно использовать классический «Полет шмеля». Найдите как можно больше детских песенок и записей звуков природы.
- Учитывайте индивидуальность ребенка
Если малыш столкнулся с трудностями, упростите задание или разделите урок на несколько коротких частей. Заметили, что у ребенка возникают затруднения с мелкой моторикой и звуками? Увеличьте количество соответствующих упражнений. Не бойтесь экспериментировать: главное — соблюдать единство музыки, движения и речи, а в остальном воображение не ограничено.
- Четко выполняйте речевые упражнения
Стихотворения проговаривайте так, чтобы ребенок мог соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие, подражая, затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.
- Проявите терпение
Не стоит расстраиваться или сердиться, если у ребенка что-то не получается. Почувствовав ваше недовольство, он может замкнуться и отказаться от занятия. Постарайтесь довести дело до конца, даже если у вас есть сомнения, что ребенок справится с ним.
Успешность занятий логоритмикой зависят во многом от того, нравится ли это ребенку и получает ли он удовольствие от них. Прислушивайтесь к малышу, занимайтесь в удобном для него ритме, и вы обязательно получите результат.